Чем меньше работы у спеца по меньшинству Ивана Телегина, тем комфортнее складывается игра у сборной России и ЦСКА. Он – как пожарный: если не горит, то его не видно.
Очень легко петь оды звёздным бомбардирам сборной России – Никите Кучерову и Александру Овечкину, Илье Ковальчуку и Евгению Малкину…
А вы попробуйте воспеть Ивана Телегина! Объясните нужность именно такого хоккеиста для сборной России на чемпионате мира. Я понял это сразу, когда оказался на одной волне с президентом ФХР Владиславом Третьяком, который заглянул в Дом кино на премьеру фильма «Капитан Немо» о ярославском «Локомотиве» и Иване Ткаченко.
Говорили мы и о сборной, когда состав ещё не был сформирован, но уже становилось ясно, что в Братиславу приедет вся королевская конница, вся королевская рать. «Спорт есть спорт, — говорил мне Третьяк. – Вспомните Олимпиаду в Сочи – у нас тогда была тоже сильнейшая команда. Многие из того олимпийского состава приехали и теперь.
Но главная задача тренера – правильно расставить игроков. Потому что не могут все быть забивающими. Должны быть такие, как Иван Телегин, которые не дают играть сопернику. Если он забьёт гол – спасибо большое. Но его работа – гонять чужих игроков, особенно в меньшинстве. Он их душит на корню, не даёт начать атаку. Работоспособность, отдача. Такие игроки нам очень нужны. Как его не взять? Как отказаться от такого амплуа?»
Вопрос риторический, звенящий в воздухе. Но держали Телегина вне заявки аж до матча с Австрией. Пока не объявили на рядовой тренировке, что форвард ЦСКА всё-таки включён в состав.
«Я с радостью дождался этого момента, потому что в сборной России собрались самые лучшие игроки со всего мира, — сказал счастливый Иван. – Я очень счастлив попасть в команду. И скажу вам, что смотреть хоккей с трибуны тяжелее. Тратишь больше нервов, чем на льду».
«Поменялись ли ваши задачи в сборной? Стала ли иной функция?» — пытливо спросил один корреспондент, который недостаточно хорошо следил за биографией Телегина. Тот посмотрел на него с недоумением, одернул свитер: «Нет, ничего не поменялось. У нас есть хорошие игроки, которые умеют забивать. И они это исполняют. А я буду делать то же, что и всегда. Что? Вы и сами знаете!»
Не просто так Телегин выступает в ЦСКА и в сборной под семеркой. Этот номер он называет «топориком», потому что его работа на льду – колоть, душить, бить-рубить. Я могу путаться в глаголах, но суть именно такая.
Иван отвечает за меньшинство, и Третьяк замечательно описал его функции. Иногда даже бывает так, что Телегин выходит только в спецбригаде меньшинства, оставаясь в роли 13-го форварда. Герой эпизодов. А кто ещё должен делать эту работу? Кто будет пластаться под шайбы? Если заставить Кучерова и Гусева, то на двух Никит в нашей сборной будет меньше. Всё-таки в здоровой команде должно быть распределение амплуа. Одни играют на рояле, другие катают его на роликах.
И чем хорош Телегин – он умеет удивлять. В матче с Австрией вышел на 35-й минуте – и забил гол в первой же смене. Ну натуральный Павел Буре! Вот она, армейская школа новокузнецкого разлива.
«Ваня – молодец, – капитан Илья Ковальчук, отдавший голевой пас на Телегина, хвалит своего партнёра по звену. – Он – работяга. Трудится, много тренируется, держит себя в отличной форме. Немногие ребята могут просидеть полматча, а потом выйти и хорошо сыграть смену».
Телегин во встрече с Италией получил свои три смены. 128 секунд на льду. Остальное игровое время было отдано Кириллу Капризову, который искал себя в этой сборной, пытался всплыть из четвертого звена как подводная лодка. Правда, Ковальчук в таких случаях поправляет: у нас нет четвёртых троек, они все – первые. И вы посмотрите, кто выходит на стартовые вбрасывания.
…Знаете, громить итальянцев со счетом 10:0 тоже очень легко. А ты попробуй Канаду или Швецию остановить в меньшинстве. Когда шайбы лупцуют тебя по телу, пробивая амуницию. А ты падаешь и встаёшь, бежишь и втыкаешься, жертвуешь собой.
Но верный признак, лакмусовая бумажка – чем меньше работы у Телегина, тем комфортнее складывается игра у сборной России. Он – как пожарный: если не горит, то его не видно.
Вот почему легендарный вратарь хотел иметь именно такого форварда у наших ворот. «Я не слышал, что обо мне сказал Третьяк, — признался Телегин в Братиславе. – Но мне очень приятно».
Разумеется, прозвучал вопрос и о Пелагее. Телегин к ним уже привык. Сказал, что звёздная жена в Словакию пока не летит. Но горячо болеет за мужа у телевизора.
Как и вся страна.